После того, как кошки перестали быть в Японии редкостью, они постепенно утратили ценность и почитание. Примерно в ΧΙΙ веке начали связывать кошку со злыми силами. Эта тенденция достигла апогея в ΧΙV веке, когда появилась легенда о живущей в горах гигантской кошке Некомата, приносящей болезни и смерть. Это суеверие распространилось и на домашних кошек. Считалось, что кошки могут превращаться в женщин, а женщины — особенно молодые и красивые — в кошек.
Мистическая гигантская кошка Некомата, по поверью, обладала раздвоенным на конце или от самого корня хвостом, в котором концентрировалась болезнь. Это послужило причиной того, что домашним кошкам начали купировать хвосты, чтобы защитить свой дом от напасти. По этой же причине во Вьетнаме даже сейчас отрубают хвосты и ручным обезьянам.
В одной легенде рассказывается, что путешественник прибыл на корабле в Японию, в Йокогаму, и увидел бесхвостых кошек. На его недоуменный вопрос японец прижал палец к губам, а потом сказал: «Наши кошки — короткие кошки!».
Хвосты кошкам купировали, но старались и выводить бесхвостых кошек. Если в пометах встречались бесхвостые котята, они ценились особо.
Таким образом, бесхвостость — не исключительный признак кошек с острова Мэн (которые в международный стандарт внесены под названием «манкс»).
В 1602 году вышел декрет японского императора. Он гласил, что представление о кошках как об убийцах (вампирах), убежищах демона совершенно несправедливо. Предписывалось также спустить кошек с поводков и цепочек. Была запрещена и торговля кошками.
Легенда объясняет этот декрет следующим образом: император давал в своем саду пышный праздник, и один китайский дипломат спросил, почему любимая кошка императора постоянно на поводке. На замечание дипломата, что привязанная кошка не может ловить мышей, император ответил, что эта кошка одним своим видом наводит ужас на грызунов. В этот момент у императорской жены упала и закатилась в щель сережка и мышь утащила ее в нору. Тогда сын императора порвал поводок. Кошка кинулась на мышь и спасла сережку.
Но скорее всего просто грызуны к этому времени так расплодились, что пришлось отпустить кошек на свободу — на охоту. Поэтому и потребовался императорский указ, защищающий кошек; он способствовал также размножению и распространению кошек.