18 мая, 2012 · История кошек

В начале второго тысячелетия до н.э. ΧΙΙ Царство простиралось на юг до границ Нубии, было вытянуто вверх по течению Нила. Может быть, там, на юге, и нашли египтяне животных для одомашнивания. Впрочем, песчаная кошка Felis Lybica могла быть уже домашней или полудомашней, ведь вполне вероятно, что африканские племена, жившие с ней бок о бок, занимались ее приручением.

Так или иначе, среди Кошки в Египте иероглифических надписей в пирамидах — гробницах царей V и VΙ Династий встречаются уже иероглифы со значением «кошка». Название кошки в Древнем Египте, судя по всему, были звукоподражаниями — «мау» или «миу». Многовековую давность имеют изображения домашней кошки из Иерихона. При раскопках в Анатолии (VΙ век до н.э.) обнаружились статуэтки женщин, занятых кормлением кошек и игрой с ними. Древнейшие наскальные рисунки этих зверьков найдены в Иордании, есть сведения о содержании кошек в Месопотамии.

В Древнем Египте изображения кошек встречаются все чаще и чаще в период Нового Царства.

В жизни египтян культ кошки играл немалую роль. Апогей его пришелся примерно на 950-800 гг. до н.э. Центром культа стал город Бубастис (город богини Баст или Басет) в Нижнем Египте. Именно здесь и в Бени-Хасане найдены древнейшие захоронения кошек, и не отдельные, а целые кладбища.

В церемонии бальзамирования и погребения тел домашних любимцев принимали участие все члены семьи, по этому поводу совершались регулярные паломничества в Бубастис.

Траурная процессия в течение многих дней спускалась вниз по течению Нила до этого места, чтобы захоронить забальзамированную кошку. Внешне такая процессия отличалась тем, что скорбящие в знак траура сбривали себе брови.

Кошки в Египте 2Важным инструментом при этой церемонии был систрум. Он состоял из металлической дуги, укрепленной на рукоятке, и символизировал вселенную. На рукоятке укреплялись четыре металлических крюка таким образом, чтобы при встряхивании они ударялись о дугу и гремели. Четыре поперечины символизировали основные элементы вселенной: огонь, землю, воду и воздух. Сверху на дуге располагался маленький сфинкс: тело кошки с человеческим лицом. Эта кошка наверху дуги вселенной символизировала одновременно бога Солнца РА и богиню Луны Бастет.

Почитание кошки еще больше обедняло небогатые семьи. Они отдавали последнее, чтобы совершить паломничество в Бубастис, где специальные жрецы совершали церемонию захоронения не бальзамированного тельца умершей кошки.

Церемония начиналась с жертвоприношения богине Бастет, чье золотое изображение — кошка — стояло в центре храмового комплекса. Огромное количество людей, собравшихся из различных областей Египта, стекалось затем к кладбищу, чтобы под руководством жрецов захоронить мумию с соблюдением множества ритуалов.

В могилу кошки клали изысканные кушанья и игрушки. Это показали раскопки на кошачьем кладбище в Бубастисе. Даже для самой бедной семьи было позором не захоронить свою кошку в Бубастисе. Преступления против кошек карались в Древнем Египте смертью.

Продолжение на странице Кошки в Древнем Египте (часть ΙΙ)

Written by


Comments are closed.